Флагман «флотилии» — 740

Автомобили марки Volvo, несмотря на относительно небольшое количество экземпляров, катающихся по нашим дорогам, знают практически все — от пенсионеров до пионеров, если такие еще есть. Может быть, причиной тому послужила пресловутая угловатая внешность, а может, и характерная эмблема, пересекающая по диагонали фальшрадиаторную решетку, но как бы там ни было, Вольво узнают всегда и везде. Особенно если речь идет о моделях 740/760, долгие годы являвшихся самыми популярными представителями этой марки на рынке «second hand» — угловатые седаны и универсалы пришлись по душе нашим автовладельцам. Естественно, со временем фирма Вольво выпустила новые, еще более престижные и современные модели, причем даже в тех классах, где она до этого представлена не была. Спортивные купе, кабриолеты, автомобили повышенной проходимости — за последние десять лет фирма «выдала» столько моделей, что впору говорить о ней, как о производителе «народных» автомобилей. Сейчас, к примеру, фирма занимается последними испытаниями своего «паркетника», первые образцы которого были представлены на автосалонах в Детройте и Женеве.

Но вернемся к нашим бара.. простите, моделям серии 740/ 760. Появление достойных преемников достаточно быстро превратило эти престижные в свое время седаны и универсалы в привлекательный товар на рынке подержанных авто.

Биография
Глядя на этот автомобиль, даже и не скажешь, что его дебют состоялся аж двадцать лет назад. Первые Вольво серии 700 сошли с конвейера в феврале 1982 года. Да, найти еще один такой автомобиль, способный сохранить былую стать даже через двадцать лет, будет трудновато — на ум приходит только Mercedes W126. Впрочем, что-то я отвлекся… С самого начала производства модели данной серии были разделены на две основные модификации: 740 × 760. Вторая версия представляла собой люксовую модификацию базового автомобиля и оснащалась более мощными двигателями. Причем изначально, что само по себе странно, выпускалась только люксовая 760-я, а более «демократичная» 740-я пошла в производство только в феврале 1984 года! Обычно бывает наоборот…

Следующим заметным шагом в «карьере» Volvo 740/ 760 стала модернизация всего семейства — в августе 1987 года в производство пошла обновленная модель. Рестайлинг коснулся прежде всего внешнего вида: изменился рисунок фальшрадиаторной решетки, сама она стала меньше по размерам, исчез хром с боковых молдингов, изменился интерьер.

 В общем, Вольво 740/760 стала выглядеть более современно. Впрочем, не только выглядеть, ездить она тоже стала по-современному: пострестайлинговые автомобили получили независимую подвеску задних колес, в то время как предыдущие версии имели жесткий задний мост, наподобие того, что устанавливается в «Волгах». Если бы не эта конструктивная особенность, то вполне вероятно, что на нашем рынке практически все Volvo 740 были бы «переходными». Идентичные места крепления кузовных деталей позволяют при небольших затратах получить из старой обновленную модель, которая на рынке стоит значительно дороже. Так что если вам предлагают совсем недорого «свежую» Вольво, но при этом ее возраст и состояние совершенно несоответствуют внешности, есть смысл заглянуть под днище и «полюбоваться» на задний мост, ибо только наличие независимой подвески может служить реальным подтверждением возраста.

Впрочем, даже вполне удачная модернизация не помогла такому достаточно старому автомобилю продержаться на конвейере. В 1990 году с производства был снят флагманский 760-й, а еще через два года — универсалы и седаны серии 740. Кстати, автомобили 1990—1992 годов выпуска внешне отличаются даже от рестайлинговых — фальшрадиаторная решетка у них «обрамлена» в рамку, окрашенную в цвет кузова. Кстати, после снятия с производства модели 740/760 ее место в производственной гамме заняли полноразмерные седаны и универсалы семейства 940/960, причем, несмотря на изменение внешнего вида и увеличившиеся размеры, конструктивно оба автомобиля практически идентичны. Новинка позаимствовала не только силовые агрегаты и узлы, но и элементы подвески. У дешевых базовых версий задняя подвеска тоже была независимой, и только представительская версия 960 «щеголяла» независимой подвеской задних колес.

Модификации
Всяческой экзотики типа полноприводных или «заряженных» версий Volvo в то время еще не выпускала, поэтому выбор модификации семейства 740/760 был ограничен только количеством предлагаемых двигателей и типом сочетаемых с ними трансмиссий. А их в принципе было немного. Изначально для «дешевой» 740-й предлагался только 2,3-литровый 114-сильный бензиновый двигатель и дизель, который развивал 82 л.с. в атмосферном варианте, а с турбонаддувом уже 109 л.с. Для Volvo 760 выбор силовых агрегатов тоже не назовешь большим: 2,8-литровая бензиновая «шестерка», выдававшая 156 л.с., и появившийся позже 2,3-литровый мотор с турбонаддувом, который развивал мощность 182 л.с. В дальнейшем гамма была расширена путем добавления нескольких вариантов двигателей с турбонаддувом.

Столь популярные в народе универсалы на базе Volvo 740/760 появились на три года позже начала производства основной модели. Пяти- или 7-местные автомобили, по традиции фирмы обозначенные как Station Wagon, Вольво выпустила только в 1985 году. Универсалы оказались очень популярны, особенно у любителей автомобильных путешествий. Объем багажного отсека при сложенных задних креслах составлял 2125 литров, что позволяло при желании превращать автомобиль во вьючное животное. В 1988 году на 740-ю начали устанавливать более современный 2,3-литровый 16-клапанный силовой агрегат, развивающий 159 л.с., и сочетался он либо с автоматической трансмиссией, либо с фирменной 4-ступенчатой механической КПП, имеющей повышающую ступень — «овердрайв». Кстати, иногда у нас встречаются Volvo, предназначенные для американского рынка. От европейских автомобилей они отличаются передними фарами: у «европейца» две большие прямоугольные, а у «американца» — тоже прямоугольные, но они поменьше, и их четыре. Никаких сложностей с таким автомобилей возникнуть не должно: узлы и агрегаты у них идентичны, а разбитые фары всегда можно заменить на таковые от обычной Volvo.

Ходовая часть
Вольво — автомобили, издавна славящиеся своей надежностью, и это в полной мере можно отнести и к моделям седьмой серии. Конечно, какие-то «болезни» есть и у этих автомобилей, но на фоне остальных моделей этого класса они выглядят очень неплохо. К примеру, учитывая их скандинавскую «родословную», эти машины очень устойчивы к коррозии. Даже на десятилетних экземплярах трудно обнаружить характерные рыжеватые «жучки» и другие неприятные свидетельства большого пробега. Также радует система отопления.

Автомобили изначально рассчитывались на эксплуатацию в далеко не африканском климате, поэтому даже в самые лютые морозы система отопления работает очень эффективно. Что же касается непосредственно ходовой части, то среди наиболее часто встречающихся неисправностей специалисты отмечают, прежде всего, ускоренный износ тормозных дисков и слабый стояночный тормоз. Кстати, передние тормозные диски меняются только в сборе со ступицей, так что даже такой, казалось бы, обычный ремонт потребует достаточно много средств, особенно если вспомнить, что запчасти для Volvo и так недешевы. Двигатели, как бензиновые, так и дизельные, особых хлопот не доставляли — шведская основательность и большой опыт строительства моторов для грузовиков здесь очень пригодились. Но оба двигателя весьма требовательны к своевременному и квалифицированному обслуживанию. Изношенный ремень ГРМ, который вместе с натяжным роликом нужно менять каждые 60 тыс.км, может привести к весьма печальным последствиям, вплоть до замены головки блока. Для дизеля характерны повреждения прокладки головки блока, а бензиновые моторы страдают от неисправностей турбины, которые, впрочем, возникают чаще всего по халатности владельца. Специалисты утверждают, что большинство поломок случается из-за применения низкокачественного масла, что высокооборотистым турбированным автомобилям просто противопоказанно. Как и все остальные автомобили, Вольво 740/760 периодически преподносят сюрпризы в виде подтеков масла из-под двигателя или КПП, заклинивших дверных замков, негерметичного уплотнения люка и т.д.

Цена
Автомобили так называемого бизнес-класса, особенно если они имеют преклонный возраст, в наших краях большим спросом не пользуются, и Volvo 740/760 являются ярчайшим примером этому. Если вы всю свою сознательную жизнь горели желанием стать обладателем легендарного «чемодана», то считайте, что ваше время наступило: сейчас 760-ю с хорошей комплектации можно купить буквально за $1000! Причем эта цена, указываемая в объявлениях, еще не окончательная: даже возле такой ничтожно малой суммы стоит многозначительно «торг» — значит, при большом желании «семерку» можно найти еще дешевле. Хотя в данном случае я бы не рекомендовал гоняться, как тот поп, за дешевизной, а подкопил бы денег и обратил свой взор на более пристойные экземпляры. Иначе мечта грозит превратиться в кошмар. На «аппетит» большие Volvo никогда не жаловались, а двадцатилетние автомобили очень любят «покушать». Если вам попадется автомобиль с «автоматом», то вполне вероятно, что на каждую «сотню» пробега он будет требовать примерно 17—22 литра. Значит, нам такой автомобиль не нужен: уже начиная от $1700 можно искать относительно молодые, 1985—1987 годов выпуска, 740-е с кузовом «седан». Универсал, независимо от возраста, стоит примерно на пять сотен дороже седана, так что на него придется подкопить еще немного. Еще дороже — около $2500 стоят автомобили 1988—1990 годов выпуска, причем за такие деньги реально приобрести даже дизельный автомобиль. Ну а если вам хочется купить Вольво 740 или 760 в состоянии «как новая», то это желание может исполниться за сумму, равную $4000—4800. Хороший Volvo всегда стоит хороших денег…

Рынок
За последнее время Volvo, в том числе и модели 740/760, очень сильно сдали свои позиции на рынке подержанных авто. Относительно дорогие и уже не столь престижные, они не могут на равных бороться со столь популярными сегодня малолитражками, которые более доступны по цене. И даже среди престижных моделей они занимают далеко не лидирующие места: немецкие модели представлены гораздо лучше, а так как 740-ю сняли с производства уже более десяти лет назад, то и до более «свежих», но дешевых моделей ей тоже далеко. Возможно, проблема в том, что большинство этих автомобилей оснащались бензиновыми моторами с рабочим объемом не менее 2,0-литра, что делает их не такими привлекательными для покупателей. Дизельные версии, тоже присутствовавшие в гамме, получили широкое распространение совсем недавно. Еще лет пять назад они были слишком дороги для массового потребителя, а теперь, даже несмотря на низкие цены, покупатели все равно предпочитают более компактные и экономичные автомобили. На данный момент имеет смысл присмотреться к Вольво 740 последней генерации. Автомобили, выпущенные в 1989—1991 годах, пока еще не сильно устарели как морально, так и физически, поэтому представляют собой вполне привлекательный вариант. Особенно если найти хороший универсал с дизельным мотором.

Конкуренты
Естественно, что для такого престижного брэнда, как Volvo, который долгое время даже у нас был одним из самых популярных лимузинов для руководителей, наиболее реальными конкурентами являются престижные европейские модели, тоже относящиеся к бизнес-классу. Конечно, учитывая наше географическое положение и горячую любовь к немецким авто, для Volvo у нас в республике не самый подходящий «климат». Конкурировать напрямую с немцами у нее не получается хотя бы потому, что последних здесь в несколько десятков раз больше. Зато неплохо конкурирует с американскими, французскими и итальянскими фирмами — Вольво может противопоставить им не только относительно доступную цену и пресловутую безопасность, нужно учитывать и тот факт, что старые Volvo ходят гораздо лучше, чем те же «американцы».

Но даже получая такие преимущества покупатели очень часто выбирают другой автомобиль, потому что, с одной стороны, Volvo 740 очень самобытен, и далеко не каждому нравится такой своеобразный дизайн, а с другой — если кто-то ищет себе автомобиль с незаурядной внешностью, то он наверняка сможет найти себе что-то более выдающееся, чем просто серийный Вольво.

Эксклюзив
Шведы, в том числе и Volvo, редко выпускают что-то действительно эксклюзивное, поэтому в гамме моделей седьмой серии не было никаких выдающихся модификаций. Да и глупо было бы ожидать от Volvo чего-то действительно эксклюзивного. Независимому производителю, да еще с такими относительно низкими объемами производства, проблематично запускать в серию даже новые массовые модели, не говоря уже о мелкосерийных. Поэтому неудивительно, что когда миру предстала совершенно уникальная Вольво 780, то оказалось, что она не является уже чисто шведской разработкой. Двухместное купе на базе лимузина 760 было создано в сотрудничестве с известной итальянской кузовной фирмой Bertone.

Естественно, производилась она тоже на мощностях итальянского партнера. Во-первых, по причине малых объемов производства, а во-вторых, только ручная сборка могла обеспечить качество, достойное этого эксклюзивного автомобиля. Надо сказать, что на сегодняшний день модель 780 — эксклюзив почище любого Brabus или Maserati. Если первые в той же Москве встречаются едва ли не чаще, чем такси, да и итальянский суперкар при желании можно отыскать даже в Минске, то лично я видел Volvo 780 только один раз — в Интернете, на сайте по продаже подержанных автомобилей. Причем цена была не то чтобы даже большой — за столь редкий автомобиль просили что-то около десяти тысяч долларов. Но это было уже года три назад, а значит, теперь такая машина будет стоить как минимум наполовину дороже — эксклюзивные автомобили с годами только дорожают.

Надо сказать, что в отличие от вышеперечисленных эксклюзивных автомобилей Volvo 780 не является суперкаром или даже «драйверским» автомобилем. Попросту говоря, это обычный 760-й лимузин, только с двумя дверьми. Нет, конечно, фирма-изготовитель позаботилась о том, чтобы купе отличалось от утилитарных седанов и универсалов, на базе которых оно сделано, но отличия, похоже, сводятся лишь к нюансам. Купе чуть резче в управлении, чуть динамичнее, но рассчитывать на то, что этот автомобиль поразит ваше воображение ураганной разгонной динамикой или невероятной устойчивостью в поворотах, не стоит. Более того, я практически уверен, что никто из нынешних владельцев Volvo 780 на ней так не ездит: данная модель была создана еще до того как фирма взялась за формирование «драйверского» имиджа путем производства мощных турбонаддувных модификаций серии R, так что и покупали 780-ю люди, которые ценят ее совсем за другие качества. Например, за престиж. Vovlo за океаном всегда считалась одним из самых шикарных автомобилей в своем классе, так что владелец эксклюзивного мелкосерийного купе, собранного вручную итальянскими кузовостроителями, мог запросто считаться не только состоятельным человеком, но еще и эстетом. У нас, к сожалению, даже несмотря на то, что огромное количество различных автомобилей прошло через белорусский рынок, такую модель встретить просто нереально — на рынке машину не найдешь. Да и под заказ тоже привезти будет проблематично. Искать придется долго и упорно, разве что через Internet или заранее заказать. Нам же остается только добавить, что оснащалась сия эксклюзивная версия либо 2,5-литровым бензиновым мотором, либо, что очень необычно для такой модели, 2,4-литровым турбодизелем. Вот уж действительно экзотика — собранное вручную эксклюзивное купе бизнес-класса, да еще с турбодизелем…

Резюме
Volvo 740, а тем более люксовый 760 — автомобили для тех, кто испытывает ностальгию по ушедшим в прошлое «квадратным» моделям, построенным с полным, как кажется, пренебрежением к аэродинамике и ее законам. Также обе модели подойдут тому, кто ищет себе хороший автомобиль бизнес-класса, достаточно мощный, комфортабельный и все еще престижный. Правда, «потребности» у данных автомобилей тоже соответствующие: бензиновые двигатели потребляют топливо в нормальных для его возраста и объема количествах, да и запчасти, если брать хороший «оригинал», тоже стоят достаточно дорого. Вывод: покупать Вольво 740 просто «по случаю» не следует, особенно если ранее у вас была дешевая малолитражка.

Сергей ОСТРОВСКИЙ