Volvo: безопасность и не только

Если что и заставляет отечественных автомобилистов обращать внимание на автомобили, использующие в качестве топлива газ и оснащенные по  этой причине специальным оборудованием, так это только более низкая стоимость газа по сравнению с дизельным топливом и уж тем более бензином. А Европа в первую очередь озабочена вопросами экологии и  стремится снизить остроту проблемы, связанную с широким использованием транспортных средств, оснащенных традиционными двигателями внутреннего сгорания. Как известно, газ может использоваться в двух видах — сжатом или сжиженном. Для первого варианта применяется метан, который, в свою очередь, добывается двумя способами. Во-первых, метан извлекают из недр земли в виде природного газа. Во-вторых, метан можно получать, разлагая какой-нибудь органический материал (в этом случае метан называют биогазом).

Сегодня в Европе насчитывается около 500 специализированных АЗС, заправляющих автомобили природным газом. Маловато, однако их число с  завидным постоянством увеличивается — особенно в Швеции, Германии, Швейцарии и Италии. Что касается биогаза, то он пока что выпускается в небольших количествах, но интерес к его производству растет. В конце концов, если месторождений природного газа в Европе раз, два и  обчелся, то уж чего-чего, а органических отходов всегда хватало с  избытком. Поэтому в ряде крупных городов, например в Гетеборге, где, кстати, находится штаб-квартира Вольво, биогаз уже давно вырабатывается и систематически добавляется в систему подачи сжатого природного газа.

Использование сжиженного газа, представляющего собой смесь пропана и  бутана, хотя и требует применения более сложного оборудования, является наиболее перспективным направлением для легковых автомобилей. И косвенным подтверждением этому служит то, что в  Европе сжиженным газом в отличие от сжатого можно заправиться как минимум на 10 тысячах заправочных станций. И это число постоянно увеличивается, хотя в основном такие АЗС сконцентрированы пока главным образом в Нидерландах, Великобритании, Италии, Бельгии и  Франции. Установка на автомобиль двухтопливной системы питания «газ-бензин» заметно увеличивает стоимость машины, и тем не менее в  Нидерландах сегодня каждый десятый автомобиль работает на сжиженном газе. Разумеется, голландцев привлекает снижение эксплуатационных затрат — стоимость проезда на газе в среднем ниже на 30—60%, чем на  бензине, и на 20—40% ниже, чем на дизельном топливе. Но не последнюю роль играют и правительственные программы, принятые в Нидерландах и  других развитых европейских странах в поддержку транспортных средств, использующих альтернативные виды топлива.

В Великобритании, например, действует специальная Power Shift Programs (программа перехода на другие виды энергии). Так вот, согласно ей 75% дополнительных расходов, которые несет покупатель машины с газовым оборудованием на борту, ему компенсируются. А для привлечения интереса к «газовым» автомобилям фирм и компаний, имеющих собственные автопарки, используются льготные топливные налоги. Налоговые льготы для владельцев «газовых» автомобилей действуют в Германии, Франции, Италии, Швеции. Кроме этого, в  некоторых регионах «газовые» автомобили получают право на бесплатную парковку в городских центрах, имеют доступ на дорожные полосы, по  которым разрешено движение только общественному транспорту. Наконец, «газовым» автомобилям разрешено заезжать в городские зоны, закрытые для обычного легкового транспорта.

Но раз в европейских странах появился устойчивый спрос на «газовые» автомобили, то компании-производители не мешкали и подготовили соответствующее предложение. Если десяток лет тому назад газовым оборудованием доукомплектовывали стандартные автомобили в мелких частных автомастерских, то нынче газовые версии очень многих моделей присутствуют в производственных программах почти всех автомобильных фирм и на равных правах с остальными модификациями сходят с  заводских конвейеров. Рассказать обо всех, понятно, не получится, да, наверное, и не нужно. Принципы, используемые конструкторами при разработке «газовых» автомобилей, разнообразием не отличаются, и  познакомившись хотя бы с одной моделью, можно составить примерное представление и обо всех остальных. А потому — Volvo Bi-Fuel.

CLEAN INSIDE AND OUT
Концепция Bi-Fuel газовых автомобилей Вольво соответствует лозунгу шведской компании — Clean Inside and Out. Что означает «Чисто внутри - чисто снаружи». Но, разумеется, в автомобилях семейства Bi-Fuel обращает на себя внимание не салон из экологически чистых материалов и не система фильтрации воздуха, поступающего в салон и очищенного до такой степени, что забортная атмосфера по своему составу не  поддается никакой критике. Нет, главное в Bi-Fuel силовые агрегаты, в которых бензин используется только как резервное топливо, а в  качестве основного источника энергии выступает газ.

Первый из них — пятицилиндровый 2,4-литровый двигатель, способный в  зависимости от устройства системы питания работать или на сжатом, или на сжиженном газе. Этот силовой агрегат устанавливается на  модели Volvo S80, V70, S60. Производство модификаций, работающих на  метане или биогазе, было начато в мае 2001 года — специально для германского рынка. Версии под сжиженный газ пошли с конвейера Вольво позднее — с октября 2001 года. Кстати, даже работая на бензине, S80  и V70 в модификации Bi-Fuel уже по выбросам вредных веществ соответствуют стандартам Euro 2005 года. А при работе на газе эти показатели еще ниже.

Второй двигатель с системой Bi-Fuel — четырехцилиндровый 1,8-литровый, предназначен для работы только на сжиженном газе. Этим мотором оснащаются модели S40 и V40, и их выпуск начался в мае 2001  года. Заправка газом осуществляется с помощью специального клапана, который расположен рядом с крышкой горловины топливного бака. Газовые баллоны, дабы не нанести ущерба полезному объему багажника, расположены под днищем автомобиля. Если газ в резервуарах полностью

выработан, то система питания автоматически переключается на по-дачу бензина. При желании переключение с одного вида топлива на другой можно осуществлять и вручную. На этот случай на приборной панели предусмотрен специальный тумблер. Запас хода Вольво S80, V70 и S60  при работе на метане составляет около 300 км, на сжиженном газе — 450 км. Бензиновый бак обеспечивает еще 330 км пробега до очередной заправки. У моделей Volvo S40/V40 Bi-Fuel эти показатели выглядят следующим образом: 450 км на сжиженном газе и 750 км на бензине.

Надо сказать, что система Bi-Fuel прошла все строжайшие тесты на  аварийность, которые входят в стандарт Volvo Cars. Газовые резервуары и все соединители агрегатов системы разработаны так, что могут выдерживать различной силы удары. Система оснащена клапанами и  другими устройствами безопасности, чтобы предотвратить утечку газа. Баллоны значительно прочнее, чем бензиновые баки. Самый большой из  трех газовых резервуаров сделан из алюминия, который усилен углеволокном, а два других баллона — из стали. Газовые баллоны выдержали испытания на избыточное нагревание, на высокое давление, на выстрел из оружия, на столкновение машины и на пожар.