Нет машины дороже «Лады»

Насколько верно распространенное утверждение, что в эксплуатации отечественные автомобили дешевле любой иномарки, корреспондент «АИ» решил проверить с калькулятором в руках. И взял для сравнения машины, близкие по классу «Ладам» и «Волгам». Результат оказался неожиданным. Оттолкнемся от аксиомы: иномарки, в том числе собранные на территории нашей страны, намного надежнее «исконно российских» автомобилей. А расходы на владение практически любой машиной под зарубежным брендом на протяжении первых трех лет ограничиваются лишь затратами на регулярное техобслуживание. Во что оно обходится?

— Наша компания делает все возможное, чтобы Ford Focus, который выпускается теперь на заводе в Ленинградской области, обходился в пользовании не дороже традиционных российских автомобилей, — заявил в беседе со мной президент Ford Motor Company в России и СНГ Хенрик Нензен. — Уже сейчас одно техническое обслуживание этой модели стоит всего 60 долларов.
Тут надо уточнить, что господин Нензен назвал рекомендованную дилерам стоимость регламентных работ по Focus. Но в техцентрах различных компаний цены все же разнятся. Причем, кое-где при проведении ТО-1 они опускаются до 50 долларов. Речь идет, подчеркну, только о цене за работу, к которой следует приплюсовать стоимость заменяемых деталей и расходных материалов. В случае с Focus, поскольку он собирается внутри страны, запчасти хотя и завозятся в основном из-за рубежа, но в льготном таможенном режиме. Так что за первое ТО клиента просят заплатить в общей сложности около 110 долларов. За второе — 186, за третье — 117. После 100 тысяч километров пробега затраты должны составить в целом 818 долларов.

Еще больше впечатляют цифры, отражающие стоимость сервиса автомобилей марки Peugeot, учитывая, что это — «стопроцентные» иномарки. В России их не собирают, запчастей не производят и, как заявил директор международного отдела компании Кристиан Делус, в ближайшие годы делать этого не собираются. Если посмотреть прайс-листы, скажем, на первое обслуживание Peugeot 307 с двигателем 1,8 литра, то общая стоимость работ и материалов составит в среднем по техцентрам 165 долларов. Однако проходить ТО-1 надо лишь после 30 тысяч пробега. И к 100 тысячам их проводится всего три. По заверениям специалистов по сервису Peugeot, накапливающиеся затраты к тому моменту не превысят 680 долларов. Иными словами, усредненные расходы на каждые 10 тысяч километров пробега равны 68 долларам.

Затраты на каждые 10 тысяч взяты, конечно, не случайно: именно такой межсервисный интервал определен для большинства отечественных автомобилей. Так вот, если принять во внимание периодичность ТО даже при относительно невысоких расценках на техобслуживание автомобилей ВАЗ, иллюзии пропадают. На разных станциях в различных регионах страны цены хотя несколько и отличаются друг от друга, однако сумма общих затрат на регламентные работы, заменяемые детали и материалы везде колеблются вокруг 100 долларов. В равной степени это относится и к техническому обслуживанию отечественной «классики», и ко всем переднеприводным ВАЗам. Например, в ОАО «Питер-Лада» первое ТО для «пятерки» обойдется в 97 долларов, а для «десятки» — в 98. Самое дешевое ТО-2 стоит 73 доллара. И на 156 потянет самое дорогое ТО-3. Впрочем, владельцы ВАЗ хорошо знают, что еще примерно на 30 % дороже стоит ТО, которое надо проводить при пробеге 90 тысяч километров. Но в прайс-листах на обслуживание «Лады» подобный рубеж обычно не обозначают. Считается, что к такому возрасту любой ВАЗ нуждается уже не в сервисном обслуживании, а в основательном ремонте. Поэтому регламент расписывается, как правило, до пробега в 60 тысяч.

Такой документ я получил в одном из техцентров московской сети автосалонов «Элекс Полюс», чтобы посчитать накапливающиеся расходы на владение «Ладой». Пересчитав рубли на доллары, получил затраты для «классики» — 495 долларов, для переднеприводных автомобилей — 470. Это — плата лишь за работы. Если же к ней добавить стоимость масел и набор самых необходимых запчастей, вроде воздушного, топливного и масляного фильтров, свечей зажигания, то за каждое ТО нужно выложить еще около 60 долларов. На все 60 тысяч пробега — 420 долларов. В итоге выходит, что расходы, например, для «девятки» — составят как минимум 890 условных единиц. А усредненный показатель на каждые десять тысяч пробега — 148 долларов.
И это еще не все. Если взять рубеж в 100 тысяч, то минимальные затраты на обслуживание «Жигулей» составят 1246 долларов! Теперь пусть кто угодно убеждает меня в низких эксплуатационных расходах на содержание российских машин, лично я ему не поверю. И могу с уверенностью утверждать, что они выше не только по сравнению с Focus и Peugeot, но и при сопоставлении со многими другими иномарками.
 В компании «Авто-Кей» определяют так называемую накапливающуюся стоимость владения Renault Megane с двигателем 1,6 литров на уровне 1128 долларов. Тот же показатель для Mitsubishi Carisma 1,6 равен 1226 долларам. Пользование Nissan Almera 1,6 оценивается в 1235 долларов на 100 тысяч километров пробега. Хотя в компании Genser общую стоимость владения этой моделью определяют на 300 долларов больше. Там и суммарное обслуживание популярной Skoda Oktavia оценивают в 1522 доллара. Заместитель директора автосалона по сервису Михаил Тихомиров заметил по поводу этих цифр: «Мы ведь честно показываем клиентам расценки не только на обязательные работы, но и на рекомендованные производителем при проведении техобслуживания. Все цены включаем в прайс-листы и выводим итоговые суммы. А кое-кто лукавит». Мой собеседник, в частности, не верит, что в российских условиях замена масла может производиться лишь через 30 тысяч километров пробега.

Честно говоря, и у меня были на сей счет сомнения. Поэтому я тоже задал неудобный вопрос одному из руководителей компании «Арманд» — официального импортера автомобилей Peugeot. Мне ответили, что полусинтетические масла Total и Esso 10W40, применяемые производителем при первичной заправке машин, отличаются высочайшим качеством и действительно надежно работают столь долгий срок. «А своим друзьям, — спрашиваю, — вы то же самое рассказываете?» И мой визави неожиданно признался: «Ну, им я рекомендую разочек — на 15 тысячах — сделать замену. Надо же учитывать наш климат и наши дороги…» Даже при такой периодичности смены масла дополнительные затраты составят не более 100 долларов на 100 тысяч км пробега.
 В представительстве компании Ford твердо стояли на том, что масла с их собственным товарным знаком и вязкостью 5W30 действительно хватает на пробег 20—25 тысяч даже в суровых российских реалиях.

Между тем, вопрос стоимости технического обслуживания — один из важнейших в конкурентной борьбе. Но соперничают дилеры, занятые продажей и обслуживанием различных иномарок, не с теми, кто сбывает и ремонтирует те же «Жигули» или «Волги», а большей частью между собой. Техцентр «Кунцево», например, указывает в прайс-листе абсолютно одинаковую стоимость всех ТО для Opel Astra. Платите через каждые 15 тысяч пробега 136 долларов за регламентные работы и всегда по 64 доллара за набор из трех фильтров и заливку свежего масла, и с машиной все будет в порядке. Едва ли там принимали в расчет стоимость ТО для российских машин, выходя на затраты в 1400 долларов на 100 тысяч пробега. Ориентируясь, скорее, на таких конкурентов, как мультибрендовый Genser, где накапливающиеся затраты на обслуживание Oktavia, Almera или Megane превышают 1500 долларов, поскольку учитывается замена свечей, тормозных колодок, ремней ГРМ и т.п.

Возможно, это уловка — не указывать полной стоимости деталей, которые необходимо менять. Тем не менее, даже с учетом максимально возможного набора расходных материалов стоимость сервисного обслуживания большинства иномарок едва ли превысит 1800 долларов на 100 тысяч км пробега в рассматриваемом классе автомобилей. Дороже могут обходиться, пожалуй, некоторые японские модели. Например, дилеры Toyota, занятые сервисом Corolla с двигателем 1,6 литра, точно указывают стоимость работ при периодических ТО, но лишь приблизительно стоимость расходных материалов — на уровне 100 — 150 % от цены операций. Хотя и столь приблизительная арифметика выводит на суммарный показатель в 2000 долларов на 100 тысяч км. Но — не будем спешить с упреками: Toyota Corolla слывет одним из лидеров по надежности. И владелец может точно рассчитывать, что и после стотысячного рубежа в машине не возникнет неисправностей.

 В отличие от специалистов на станциях техобслуживания иностранных автомобилей, механики вазовских СТОА, напротив, жалуются на отвратительное техническое состояние даже новых машин из Тольятти. А когда «Лады» начинают активно эксплуатироваться, то поломки следуют одна за другой. В общем, оценивать расходы на пользование российскими автомобилями знающие люди советуют, удваивая суммы, которые затрачиваются на периодические ТО. Чтобы хоть приблизительно учесть стоимость внеплановых, но неизбежных ремонтов. Помнится, мы насчитали на 100-тысячный пробег «Лады» 1246 условных единиц. Умножаем? Потрясающе: куда больше, чем у самых дорогих иномарок аналогичного класса!

Олег Владыкин